Курсы по культуре – Институт Конфуция в БГПУ

Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру.

Институт Конфуция БГПУ знакомит всех желающих с основными направлениями:

  • каллиграфия;
  • вырезание из бумаги;
  • плетение узелков;
  • чайная церемония;
  • музыкальные инструменты;
  • тайцзицюань;
  • китайские игры…

Каллиграфия

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.

В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен.

Дети высокопоставленных чиновников учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии, например, император Цянь лун династии Цин (1644 — 1911) оставил нам множество примеров своего искусства на стеллах в храмах и дворцах.

Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова (как правило, односложные) или же грамматически значимые части слова. Иероглифы в своей основе происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов.

В Институте Конфуция БГПУ каллиграфию ведет преподаватель Хуай Юйфэй.

DLfTTsYpTic

 

Вырезание из бумаги

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.
Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.
В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.
В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.
Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый— вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.
В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

В Институте Конфуция БГПУ вырезание из бумаги ведет преподаватель У Айзцюнь.

DSC_6792

Плетение китайский узелков

Китайское узелковое плетение («чжунгоцзе») — это неотъемлемый элемент традиционной китайской культуры и национального искусства. Изящно выполненные работы вызывают восхищение. Это очень красиво. Работы в этой технике символизируют солидарность, согласованность, взаимную верность. Люди веками любовались восходящим над землей солнцем, звездами, которые светили в вышине. Сейчас мы можем на небольшом экране компьютера, нажав лишь несколько клавиш, узнать обо всех событиях в мире. В давние времена люди завязывали узелки на память, фиксируя значимые события в жизни, передавая новости. Умение вязать узелки, вернее, искусство плетения, сохранилось. Из поколения в поколение непрестанно совершенствовалось мастерство, обогащалось содержание этого искусства, создавались новые образцы, расширялся круг применения узлов. Все это стало основой для развития своеобразного китайского плетения. Узел – символ гармонии и близости. Китайское слово «цзе» созвучно словам «счастье», «долголетие», «богатство», «радость» и «здоровье».

В Институте Конфуция БГПУ плетение китайских узелков ведут преподаватели Ли ТунТун и Чэ Яньчжу.

DSC_6775      21

 Чайная церемония

Китайская Чайная церемония – это своеобразная медитация. Чайный мастер во время чайной церемонии должен сохранять высокий уровень осознанности.

Гости также должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует чайную церемонию, не чувствует общего настроя, то волшебство чайной церемонии исчезает.

Во время чайной церемонии уделяют большое внимание своим внутренним ощущениям и переживаниям. Начинают с того, что стараются, как можно полнее ощутить аромат и вкус чая, любуются чайной посудой.

В Институте Конфуция БГПУ чайную церемонию ведут преподаватели Юй Фаньмяо и Хуай Юйфэй.

DSC_6815

Музыка

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин — сборник народных песен.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

В Институте Конфуция БГПУ занятия по музыке ведет преподаватель Хуай Юйфэй.

1

Китайская гимнастика 

«Тайцзи» (taiji) означает «великий предел». «Тайцзи-цюань» (taiji quan) – «кулак великого предела». Это боевое искусство без оружия. Во время тренировок ученики не отрабатывают боевые приёмы. Здесь, собственно, их и нет – как таковых по отдельности. Вместо этого выполняются так называемые «формы», или таолу – длинные последовательности плавных и замысловатых движений, внешне напоминающих некий загадочный танец. По этой причине многие не знакомые с тайцзи люди сравнивают это искусство с танцем или гимнастикой, что конечно неверно. На тренировках одни и те же «формы» и их фрагменты многократно повторяются – днями, неделями, месяцами и годами, – пока прочно не войдут в естественную органику тела, не станут его неотъемлемой частью, как, например движения ног и покачивания рук при ходьбе, или движения языка при разговоре. А элементы «форм» тайцзи – не что иное, как мощные боевые приёмы: захваты, заломы, подсечки, удары, защитные блоки и т. д. Но в чём же тогда принципиальное отличие от внешних стилей?
Что такое цигун. Для того, чтобы в «формах» тайцзи движения энергии ци управляли движениями тела необходимо прежде всего накопить много ци. Вслед за этим нужно научиться перемещать её по телу, и сделать тело послушным её движениям. А после – научиться взаимодействовать с внешней ци. Тайцзи неразрывно связано с энергией: все движения энергетически наполненные. В противном случае вместо тайцзи будет некая замысловатая и по сути бессмысленная гимнастика, не имеющая ничего общего с боевым искусством.
Для накопления и развития ци существует множество различных практик цигун («qigong»). «Гун» («gong») означает «работа», то есть цигун – это работа по взращиванию и воспитанию ци.
Каждый отдельный цигун – это комплекс последовательных упражнений. Во всех упражнениях помимо внешних физических движений присутствует внутренняя работа, основанная на концентрации и тренировке внимания. Например, если мы сосредоточили внимание на макушке головы, то в этом месте количество ци увеличилось. Энергия ци непосредственно связана с нашей мыслью. Собственно, куда направлена мысль, там и собирается ци. Если наше внимание плавно движется по участку тела в каком-то направлении – в этом же направлении движется и ци. Если мы пристально смотрим на другого человека, мы отдаём ему часть своей энергии.
Ци существует объективно, но её развитие и качество подвластны нашей мысли. От природы мы обладаем тремя главными энергетическими центрами, резервуарами изначальной ци, данными нам от рождения – нижним («ся дантьянь»), средним («чжун дантьянь») и верхним («шан дантьянь»). Нижний резервуар – основной, у здорового человека там должно быть больше всего ци. Взращивание ци начинается именно с этого центра.
Практик цигун – множество, и каждый комплекс служит определённым целям. Например, практика«тайцзи-цигун» перемещает энергию ци по телу, и ведёт тело вслед за энергией, что необходимо для выполнения и отработки боевых «форм» тайцзи. Есть цигун для укрепления и гибкости мышц и сухожилий – цигун «Дамо Ицзинь Цзин» («цигун Бодхидхармы»). Есть жёсткий цигун или цигун-«железная рубашка» – цигун для укрепления тела и развития нечувствительности к сильным ударам, колющим, режущим и температурным воздействиям. Есть «лёгкий цигун» – цигун уменьшения веса, овладев которым можно взбираться по отвесным стенам, прыгать вниз с огромной высоты не разбиваясь, перепрыгивать через препятствия высотой в дом, бежать по воде и т. д. «Жёсткий», «лёгкий» и «тайцзи» цигуны – непосредственно боевые, они, как правило, изучаются в боевых школах. Есть ещё «шоу-цигун» – цигун похудания (вернее — восстановления веса) и очистки организма, открытия энергетических каналов. Есть «чи-цигун» – цигун замены физической пищи на энергетическую, когда человек становится способным обходиться долгое время без еды. Цигун для глаз – для улучшения зрения. И ещё много самых разных.
Здоровье. Все практики цигун, также как и тайцзи, накапливая и улучшая жизненную энергию ци человека, чрезвычайно полезны для здоровья. По этой причине многие люди, особенно преклонного возраста, практикуют тайцзи и цигун, не преследуя непосредственно боевых целей, прежде всего – просто для здоровья. Чем раньше человек начал регулярные занятия – тем больше накопит энергии, и тем скорее избавится от существующих и возможных болезней. Без преувеличения можно сказать, что тайцзи и цигун – лучшее лекарство почти от всех болезней и лучшее средство укрепления духа и жизненного тонуса.
Цель внутренних боевых искусств – не уничтожать противника, а прежде всего – избегать конфликтов и боя. Годами и десятилетиями выращивая в себе «хорошую» ци, человек постепенно притягивает к себе больше хороших людей, меньше попадает в неприятные ситуации. В этом, возможно один из глубинных смыслов всех внутренних боевых стилей, и в частности, искусства тайцзи.

В Институте Конфуция БГПУ занятия по гимнастике ведет преподаватель Фэн Юй.

GyGtechkg1U

Китайские настольные игры

Настольные игры ценились во все времена. Еще 3,5 тысяч лет назад, в Китае, во времена династии У И (Wu Yi) генералы и полководцы отрабатывали свои стратегии войн именно благодаря настольным играм. Оно и неудивительно, ведь такие игры сочетают в себе простор для логического мышления, элементы спорта, науки, искусства, а также имеют безграничный потенциал для развития личных качеств игрока.

Китай – родина многих настольных игр, именно в Китае им придавали наибольшее значение…. даже шахматы – и те из Китая! Сянци (а именно так называются китайские шахматы) – это более экзотическая и сложная версия европейской игры, однако не менее увлекательная и затягивающая… Как и в большинстве настольных китайских игр, в Сянци наиболее развивается тактика и стратегия, однако даже пятилетний ребенок осилит четкие правила этой игры.

Не удивляйтесь, но родина шашек – тоже Китай. Их существует два вида: го и халма. Го намного сложней халмы, однако и популярность этой игры намного выше, со временем она даже перешла в Японию и стала национальной логической японской игрой. Она довольно сложна для понимания, но и популярность приобрела именно благодаря своей загадочности и тем, что далеко не каждый может мыслить так, как хочется игре. Китайские шашки (халма) представляют собой шестиконечную звезду, где из одного конца в другой нужно быстрее соперников переместить шарики определенного цвета. Это прототип русской игры в «уголки».

Наиболее популярной китайской игрой в России, которая сохранила свое название, является маджонг. Правда, нам он запомнился, как поиск квадратиков с одинаковыми иероглифами и избавлением от них, но в Китае это совсем другая игра. Правила довольно сложны, но, грубо говоря, чем-то напоминают покер, только китайский вариант намного интереснее, т.к. изучая суть игры, вы вместе с тем изучаете и культуру страны Поднебесной – значение иероглифов и церемоний.

В Институте Конфуция БГПУ занятия по китайским настольным играм ведет преподаватель Тан И.

DSC_6691

Стоимость: для пожилых людей – 200 руб./ мес.;
для слушателей Института Конфуция – 300 руб./ мес.;
для всех остальных – 400 руб./ мес.
Занятия проходят каждую субботу.
Ведется предварительная запись! Подробности —  ул.Ленина 104, ауд346. Тел.: 772-117, WhatsApp: 89098177647.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новостная рассылка
Подписка