Курсы по культуре

Каллиграфия

Кал­ли­гра­фия (Шуфа, зако­ны пись­ма) счи­та­ет­ся в Китае выс­шей фор­мой живо­пи­си. Кал­ли­гра­фия вклю­ча­ет в себя уме­ние пра­виль­но дер­жать кисть, с умом выби­рать чер­ни­ла и мате­ри­ал пись­ма. На заня­ти­ях кал­ли­гра­фи­ей ста­ра­ют­ся ско­пи­ро­вать почерк извест­ных художников.

Китай­ская кал­ли­гра­фия зани­ма­ет достой­ное место в обла­сти тра­ди­ци­он­но­го искус­ства стра­ны, это не толь­ко сред­ство обще­ния, но и сред­ство выра­же­ния внут­рен­не­го мира чело­ве­ка в эсте­ти­че­ском смысле.

В Древ­нем Китае уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние кал­ли­гра­фии. Вла­де­ние кал­ли­гра­фи­ей было очень важ­но для кан­ди­да­тов, сда­ю­щих импе­ра­тор­ский экзамен.
Дети высо­ко­по­став­лен­ных чинов­ни­ков учи­лись и ста­ра­лись писать хоро­шо, даже импе­ра­то­ры были хоро­ши в кал­ли­гра­фии, напри­мер, импе­ра­тор Цянь лун дина­стии Цин (1644 — 1911) оста­вил нам мно­же­ство при­ме­ров сво­е­го искус­ства на стел­лах в хра­мах и дворцах.

Китай­ское пись­мо отно­сит­ся к сло­вес­но-сло­го­вым. В нем иеро­гли­фы пере­да­ют сло­ва (как пра­ви­ло, одно­слож­ные) или же грам­ма­ти­че­ски зна­чи­мые части сло­ва. Иеро­гли­фы в сво­ей осно­ве про­ис­хо­дят от рисун­ков, кото­рые со вре­ме­нем под­верг­лись ско­ро­пис­но­му упро­ще­нию. Для овла­де­ния китай­ской пись­мен­но­стью тре­бу­ет­ся зна­ние 5000 иеро­гли­фов. Их ком­би­на­ция дает око­ло 20 000 слов.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ кал­ли­гра­фию ведет пре­по­да­ва­те­ли Хуай Юйф­эй и Цяо Юйвэй.

1
2

Вырезание из бумаги

Искус­ство вырез­ки из бума­ги име­ет дол­гую исто­рию, оно воз­ник­ло во вре­ме­на дина­стий Шан или Чжоу и пере­да­ва­лось из поко­ле­ния в поко­ле­ние до наших дней. Основ­ным сюже­том этих про­стых и безыс­кус­ствен­ных про­из­ве­де­ний из бума­ги явля­ет­ся труд и жизнь про­сто­го наро­да. Узо­ры из бума­ги, созда­ва­е­мые в уез­де Ань­сай про­вин­ции Шань­си широ­ко извест­ны во всем мире.

Выре­за­ние из бума­ги — один из самых попу­ляр­ных видов народ­но­го твор­че­ства в Китае. По дан­ным архео­ло­гов оно берет свое нача­ло в VI в., но мно­гие счи­та­ют, что на самом деле его исто­рия нача­лась на несколь­ко сотен лет рань­ше. Сна­ча­ла выре­зан­ные узо­ры исполь­зо­ва­ли в рели­ги­оз­ных риту­а­лах или для укра­ше­ния интерьера.

В древ­ние вре­ме­на китай­цы часто выре­за­ли из бума­ги изоб­ра­же­ния раз­ных пред­ме­тов или фигур­ки людей и кла­ли их в гроб вме­сте с телом покой­но­го либо сжи­га­ли на похо­ро­нах. Подоб­ный обы­чай до сих пор мож­но встре­тить в неко­то­рых местах за пре­де­ла­ми Китая. Изоб­ра­же­ния, выре­зан­ные из бума­ги, обыч­но обла­да­ют сим­во­ли­че­ским зна­че­ни­ем, поэто­му они ста­ли частью рели­ги­оз­ных риту­а­лов. Кро­ме того, эти ори­ги­наль­ные узо­ры были най­де­ны в каче­стве укра­ше­ний жерт­вен­ных даров на цере­мо­нии почи­та­ния богов и предков.

В насто­я­щее вре­мя бумаж­ные узо­ры исполь­зу­ют­ся преж­де все­го для укра­ше­ния инте­рье­ра, ими деко­ри­ру­ют­ся сте­ны, две­ри, окна, колон­ны дома, зер­ка­ла, лам­пы и фона­ри. Они так­же исполь­зу­ют­ся для укра­ше­ния подар­ков, а ино­гда сами слу­жат подар­ком. Рань­ше в наро­де такие выре­зан­ные из бума­ги узо­ры слу­жи­ли образ­ца­ми для вышив­ки и орна­мен­тов лако­вых изделий.

Выре­за­ние из бума­ги выпол­ня­ет­ся толь­ко вруч­ную. Выре­за­ние быва­ет двух видов: пер­вый— выре­за­ние при помо­щи нож­ниц, исполь­зуя сра­зу несколь­ко лист­ков бума­ги (обыч­но не более 8 лист­ков за один раз), масте­ра кле­ят их на бума­гу и при помо­щи остро­го ножа дово­дят узор до совер­шен­ства; вто­рой спо­соб — выре­за­ние при помо­щи ножа, сна­ча­ла бума­гу несколь­ко раз скла­ды­ва­ют, кла­дут ее на рых­лый клей, сде­лан­ный из пеп­ла и жира живот­ных, потом тща­тель­но выре­за­ют на бума­ге узор, дер­жа нож в руке вер­ти­каль­но, и обра­ба­ты­ва­ют его по заго­тов­лен­но­му образ­цу. Пре­иму­ще­ство вто­ро­го спо­со­ба состо­ит в том, что он поз­во­ля­ет одно­вре­мен­но выре­зать сра­зу несколь­ко узоров.

В деревне выре­за­ни­ем из бума­ги зани­ма­ют­ся в основ­ном девуш­ки и жен­щи­ны. Рань­ше овла­деть этим мастер­ством обя­за­на была каж­дая девуш­ка, кро­ме того, это было одним из важ­ных кри­те­ри­ев выбо­ра неве­сты. Но про­фес­си­о­наль­ны­ми масте­ра­ми тогда чаще все­го были муж­чи­ны, так как рань­ше толь­ко муж­чи­ны име­ли воз­мож­ность зани­мать­ся этим ремеслом в спе­ци­аль­ных мастерских.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ выре­за­ние из бума­ги ведет пре­по­да­ва­тель У Айзцюнь.

Плетение китайский узелков

Китай­ское узел­ко­вое пле­те­ние («чжун­гоц­зе») — это неотъ­ем­ле­мый эле­мент тра­ди­ци­он­ной китай­ской куль­ту­ры и наци­о­наль­но­го искус­ства. Изящ­но выпол­нен­ные рабо­ты вызы­ва­ют вос­хи­ще­ние. Это очень кра­си­во. Рабо­ты в этой тех­ни­ке сим­во­ли­зи­ру­ют соли­дар­ность, согла­со­ван­ность, вза­им­ную вер­ность. Люди века­ми любо­ва­лись вос­хо­дя­щим над зем­лей солн­цем, звез­да­ми, кото­рые све­ти­ли в вышине.

Сей­час мы можем на неболь­шом экране ком­пью­те­ра, нажав лишь несколь­ко кла­виш, узнать обо всех собы­ти­ях в мире. В дав­ние вре­ме­на люди завя­зы­ва­ли узел­ки на память, фик­си­руя зна­чи­мые собы­тия в жиз­ни, пере­да­вая ново­сти. Уме­ние вязать узел­ки, вер­нее, искус­ство пле­те­ния, сохра­ни­лось. Из поко­ле­ния в поко­ле­ние непре­стан­но совер­шен­ство­ва­лось мастер­ство, обо­га­ща­лось содер­жа­ние это­го искус­ства, созда­ва­лись новые образ­цы, рас­ши­рял­ся круг при­ме­не­ния узлов. Все это ста­ло осно­вой для раз­ви­тия свое­об­раз­но­го китай­ско­го плетения.

Узел – сим­вол гар­мо­нии и бли­зо­сти. Китай­ское сло­во «цзе» созвуч­но сло­вам «сча­стье», «дол­го­ле­тие», «богат­ство», «радость» и «здо­ро­вье».

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ пле­те­ние китай­ских узел­ков ведут пре­по­да­ва­те­ли Ли Тун­Тун и Чэ Яньчжу.

3
4

Чайная церемония

Китай­ская Чай­ная цере­мо­ния – это свое­об­раз­ная меди­та­ция. Чай­ный мастер во вре­мя чай­ной цере­мо­нии дол­жен сохра­нять высо­кий уро­вень осознанности.
Гости так­же долж­ны настра­и­вать­ся на опре­де­лен­ные пере­жи­ва­ния чай­но­го дей­ства. Если кто-то из гостей игно­ри­ру­ет чай­ную цере­мо­нию, не чув­ству­ет обще­го настроя, то вол­шеб­ство чай­ной цере­мо­нии исчезает.

Во вре­мя чай­ной цере­мо­нии уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние сво­им внут­рен­ним ощу­ще­ни­ям и пере­жи­ва­ни­ям. Начи­на­ют с того, что ста­ра­ют­ся, как мож­но пол­нее ощу­тить аро­мат и вкус чая, любу­ют­ся чай­ной посудой.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ чай­ную цере­мо­нию ведут пре­по­да­ва­те­ли Чжан Цзянь­вэ­нь и Хуай Юйфэй.

Музыка

В Древ­нем Китае соци­аль­ный ста­тус музы­кан­тов был ниже, чем у худож­ни­ков, одна­ко музы­ка игра­ла важ­ное зна­че­ние. Одной из книг кон­фу­ци­ан­ско­го кано­на явля­ет­ся Ши Цзин — сбор­ник народ­ных песен.

Тра­ди­ци­он­ная китай­ская музы­каль­ная гам­ма состо­ит из пять тонов, суще­ству­ют так­же 7-ми и 12-ти тоно­вые гам­мы. По китай­ской тра­ди­ции музы­каль­ные инстру­мен­ты делят­ся по мате­ри­а­лу зву­ча­ще­го эле­мен­та: бам­бу­ко­вые, гли­ня­ные, дере­вян­ные, камен­ные, кожа­ные, шёл­ко­вые, металлические.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ заня­тия по музы­ке ведет пре­по­да­ва­тель Хуай Юйфэй.

5
6

Китайская гимнастика

«Тайц­зи» (taiji) озна­ча­ет «вели­кий пре­дел». «Тайц­зи-цюань» (taiji quan) – «кулак вели­ко­го пре­де­ла». Это бое­вое искус­ство без ору­жия. Во вре­мя тре­ни­ро­вок уче­ни­ки не отра­ба­ты­ва­ют бое­вые при­ё­мы. Здесь, соб­ствен­но, их и нет – как тако­вых по отдель­но­сти. Вме­сто это­го выпол­ня­ют­ся так назы­ва­е­мые «фор­мы», или тао­лу – длин­ные после­до­ва­тель­но­сти плав­ных и замыс­ло­ва­тых дви­же­ний, внешне напо­ми­на­ю­щих некий зага­доч­ный танец. По этой при­чине мно­гие не зна­ко­мые с тайц­зи люди срав­ни­ва­ют это искус­ство с тан­цем или гим­на­сти­кой, что конеч­но невер­но. На тре­ни­ров­ках одни и те же «фор­мы» и их фраг­мен­ты мно­го­крат­но повто­ря­ют­ся – дня­ми, неде­ля­ми, меся­ца­ми и года­ми, – пока проч­но не вой­дут в есте­ствен­ную орга­ни­ку тела, не ста­нут его неотъ­ем­ле­мой частью, как, напри­мер дви­же­ния ног и пока­чи­ва­ния рук при ходь­бе, или дви­же­ния язы­ка при раз­го­во­ре. А эле­мен­ты «форм» тайц­зи – не что иное, как мощ­ные бое­вые при­ё­мы: захва­ты, зало­мы, под­сеч­ки, уда­ры, защит­ные бло­ки и т. д. Но в чём же тогда прин­ци­пи­аль­ное отли­чие от внеш­них стилей?

Что такое цигун. Для того, что­бы в «фор­мах» тайц­зи дви­же­ния энер­гии ци управ­ля­ли дви­же­ни­я­ми тела необ­хо­ди­мо преж­де все­го нако­пить мно­го ци. Вслед за этим нуж­но научить­ся пере­ме­щать её по телу, и сде­лать тело послуш­ным её дви­же­ни­ям. А после – научить­ся вза­и­мо­дей­ство­вать с внеш­ней ци. Тайц­зи нераз­рыв­но свя­за­но с энер­ги­ей: все дви­же­ния энер­ге­ти­че­ски напол­нен­ные. В про­тив­ном слу­чае вме­сто тайц­зи будет некая замыс­ло­ва­тая и по сути бес­смыс­лен­ная гим­на­сти­ка, не име­ю­щая ниче­го обще­го с бое­вым искусством.

Для накоп­ле­ния и раз­ви­тия ци суще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных прак­тик цигун («qigong»). «Гун» («gong») озна­ча­ет «рабо­та», то есть цигун – это рабо­та по взра­щи­ва­нию и вос­пи­та­нию ци.

Каж­дый отдель­ный цигун – это ком­плекс после­до­ва­тель­ных упраж­не­ний. Во всех упраж­не­ни­ях поми­мо внеш­них физи­че­ских дви­же­ний при­сут­ству­ет внут­рен­няя рабо­та, осно­ван­ная на кон­цен­тра­ции и тре­ни­ров­ке вни­ма­ния. Напри­мер, если мы сосре­до­то­чи­ли вни­ма­ние на макуш­ке голо­вы, то в этом месте коли­че­ство ци уве­ли­чи­лось. Энер­гия ци непо­сред­ствен­но свя­за­на с нашей мыс­лью. Соб­ствен­но, куда направ­ле­на мысль, там и соби­ра­ет­ся ци. Если наше вни­ма­ние плав­но дви­жет­ся по участ­ку тела в каком-то направ­ле­нии – в этом же направ­ле­нии дви­жет­ся и ци. Если мы при­сталь­но смот­рим на дру­го­го чело­ве­ка, мы отда­ём ему часть сво­ей энергии.
Ци суще­ству­ет объ­ек­тив­но, но её раз­ви­тие и каче­ство под­власт­ны нашей мыс­ли. От при­ро­ды мы обла­да­ем тре­мя глав­ны­ми энер­ге­ти­че­ски­ми цен­тра­ми, резер­ву­а­ра­ми изна­чаль­ной ци, дан­ны­ми нам от рож­де­ния – ниж­ним («ся дантьянь»), сред­ним («чжун дантьянь») и верх­ним («шан дантьянь»). Ниж­ний резер­ву­ар – основ­ной, у здо­ро­во­го чело­ве­ка там долж­но быть боль­ше все­го ци. Взра­щи­ва­ние ци начи­на­ет­ся имен­но с это­го центра.

Прак­тик цигун – мно­же­ство, и каж­дый ком­плекс слу­жит опре­де­лён­ным целям. Напри­мер, практика«тайцзи-цигун» пере­ме­ща­ет энер­гию ци по телу, и ведёт тело вслед за энер­ги­ей, что необ­хо­ди­мо для выпол­не­ния и отра­бот­ки бое­вых «форм» тайц­зи. Есть цигун для укреп­ле­ния и гиб­ко­сти мышц и сухо­жи­лий – цигун «Дамо Ицзинь Цзин» («цигун Бод­хид­хар­мы»). Есть жёст­кий цигун или цигун-«железная рубаш­ка» – цигун для укреп­ле­ния тела и раз­ви­тия нечув­стви­тель­но­сти к силь­ным уда­рам, колю­щим, режу­щим и тем­пе­ра­тур­ным воз­дей­стви­ям. Есть «лёг­кий цигун» – цигун умень­ше­ния веса, овла­дев кото­рым мож­но взби­рать­ся по отвес­ным сте­нам, пры­гать вниз с огром­ной высо­ты не раз­би­ва­ясь, пере­пры­ги­вать через пре­пят­ствия высо­той в дом, бежать по воде и т. д. «Жёст­кий», «лёг­кий» и «тайц­зи» цигу­ны – непо­сред­ствен­но бое­вые, они, как пра­ви­ло, изу­ча­ют­ся в бое­вых шко­лах. Есть ещё «шоу-цигун» – цигун поху­да­ния (вер­нее — вос­ста­нов­ле­ния веса) и очист­ки орга­низ­ма, откры­тия энер­ге­ти­че­ских кана­лов. Есть «чи-цигун» – цигун заме­ны физи­че­ской пищи на энер­ге­ти­че­скую, когда чело­век ста­но­вит­ся спо­соб­ным обхо­дить­ся дол­гое вре­мя без еды. Цигун для глаз – для улуч­ше­ния зре­ния. И ещё мно­го самых разных.

Здо­ро­вье. Все прак­ти­ки цигун, так­же как и тайц­зи, накап­ли­вая и улуч­шая жиз­нен­ную энер­гию ци чело­ве­ка, чрез­вы­чай­но полез­ны для здо­ро­вья. По этой при­чине мно­гие люди, осо­бен­но пре­клон­но­го воз­рас­та, прак­ти­ку­ют тайц­зи и цигун, не пре­сле­дуя непо­сред­ствен­но бое­вых целей, преж­де все­го – про­сто для здо­ро­вья. Чем рань­ше чело­век начал регу­ляр­ные заня­тия – тем боль­ше нако­пит энер­гии, и тем ско­рее изба­вит­ся от суще­ству­ю­щих и воз­мож­ных болез­ней. Без пре­уве­ли­че­ния мож­но ска­зать, что тайц­зи и цигун – луч­шее лекар­ство почти от всех болез­ней и луч­шее сред­ство укреп­ле­ния духа и жиз­нен­но­го тонуса.
Цель внут­рен­них бое­вых искусств – не уни­что­жать про­тив­ни­ка, а преж­де все­го – избе­гать кон­флик­тов и боя. Года­ми и деся­ти­ле­ти­я­ми выра­щи­вая в себе «хоро­шую» ци, чело­век посте­пен­но при­тя­ги­ва­ет к себе боль­ше хоро­ших людей, мень­ше попа­да­ет в непри­ят­ные ситу­а­ции. В этом, воз­мож­но один из глу­бин­ных смыс­лов всех внут­рен­них бое­вых сти­лей, и в част­но­сти, искус­ства тайцзи.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ заня­тия по гим­на­сти­ке ведет пре­по­да­ва­тель Фэн Юй.

Китайские настольные игры

Настоль­ные игры цени­лись во все вре­ме­на. Еще 3,5 тысяч лет назад, в Китае, во вре­ме­на дина­стии У И (Wu Yi) гене­ра­лы и пол­ко­вод­цы отра­ба­ты­ва­ли свои стра­те­гии войн имен­но бла­го­да­ря настоль­ным играм. Оно и неуди­ви­тель­но, ведь такие игры соче­та­ют в себе про­стор для логи­че­ско­го мыш­ле­ния, эле­мен­ты спор­та, нау­ки, искус­ства, а так­же име­ют без­гра­нич­ный потен­ци­ал для раз­ви­тия лич­ных качеств игрока.

Китай – роди­на мно­гих настоль­ных игр, имен­но в Китае им при­да­ва­ли наи­боль­шее зна­че­ние…. даже шах­ма­ты – и те из Китая! Сян­ци (а имен­но так назы­ва­ют­ся китай­ские шах­ма­ты) – это более экзо­ти­че­ская и слож­ная вер­сия евро­пей­ской игры, одна­ко не менее увле­ка­тель­ная и затя­ги­ва­ю­щая… Как и в боль­шин­стве настоль­ных китай­ских игр, в Сян­ци наи­бо­лее раз­ви­ва­ет­ся так­ти­ка и стра­те­гия, одна­ко даже пяти­лет­ний ребе­нок оси­лит чет­кие пра­ви­ла этой игры.
Не удив­ляй­тесь, но роди­на шашек – тоже Китай. Их суще­ству­ет два вида: го и хал­ма. Го намно­го слож­ней хал­мы, одна­ко и попу­ляр­ность этой игры намно­го выше, со вре­ме­нем она даже пере­шла в Япо­нию и ста­ла наци­о­наль­ной логи­че­ской япон­ской игрой. Она доволь­но слож­на для пони­ма­ния, но и попу­ляр­ность при­об­ре­ла имен­но бла­го­да­ря сво­ей зага­доч­но­сти и тем, что дале­ко не каж­дый может мыс­лить так, как хочет­ся игре. Китай­ские шаш­ки (хал­ма) пред­став­ля­ют собой шести­ко­неч­ную звез­ду, где из одно­го кон­ца в дру­гой нуж­но быст­рее сопер­ни­ков пере­ме­стить шари­ки опре­де­лен­но­го цве­та. Это про­то­тип рус­ской игры в «угол­ки».
Наи­бо­лее попу­ляр­ной китай­ской игрой в Рос­сии, кото­рая сохра­ни­ла свое назва­ние, явля­ет­ся мад­жонг. Прав­да, нам он запом­нил­ся, как поиск квад­ра­ти­ков с оди­на­ко­вы­ми иеро­гли­фа­ми и избав­ле­ни­ем от них, но в Китае это совсем дру­гая игра. Пра­ви­ла доволь­но слож­ны, но, гру­бо гово­ря, чем-то напо­ми­на­ют покер, толь­ко китай­ский вари­ант намно­го инте­рес­нее, т.к. изу­чая суть игры, вы вме­сте с тем изу­ча­е­те и куль­ту­ру стра­ны Под­не­бес­ной – зна­че­ние иеро­гли­фов и церемоний.

В Инсти­ту­те Кон­фу­ция БГПУ заня­тия по китай­ским настоль­ным играм ведет пре­по­да­ва­тель Тан И.

7
Сто­и­мость:
  • для пожи­лых людей – 200 руб./ мес.
  • для слу­ша­те­лей Инсти­ту­та Кон­фу­ция – 300 руб./ мес.
  • для всех осталь­ных – 400 руб./ мес.

Заня­тия про­хо­дят каж­дую суб­бо­ту. Ведет­ся пред­ва­ри­тель­ная запись!

Новостная рассылка
Подписка